(10 из 10) Kaja Draksler Octet — Out for Stars

Out for Stars
Был ветер не обучен пенью
И, необузданно горласт,
Ревел и выл, по настроенью,
И просто дул во что горазд.
Но человек сказал с досадой:

Ты дуешь грубо, наобум!
Послушай лучше - вот как надо,
Чтоб вышла песня, а не шум.

Он сделал вдох - но не глубокий,
И воздух задержал чуть-чуть,
Потом, не надувая щеки,
Стал тихо, понемногу дуть.

И вместо воя, вместо рева -
Не дуновение, а дух -
Возникли музыка и слово.
И ветер обратился в слух.

Кая Дрекслер — лидер интернационального Амстердамского октета, пианистка со словенскими корнями и Голландским образованием в классическом и джазовом фортепьяно. Этот альбом — вторая пластинка коллектива и её можно назвать эссенцией хорошей музыки, ведь тут присутствуют все ингредиенты : концепт/идея+богатый музыкальный язык (от диссонансов до мелодий барокко)+техническое исполнение

Концепт складывается вокруг текстов Роберта Фроста из сборников «Дерево-свидетель», «Западная река» и «На вырубке».

Роберт Фрост (1874-1963) считается в США поэтом номер один для всего XX века (как для XIX столетия — Уолт Уитмен), и этот бесспорный факт иностранного читателя несколько озадачивает… Его же считал своим любимым поэтом (правда, называя при случае и другие имена) Иосиф Бродский. Но, пожалуй, еще более впечатляет та дань, которую отдал Фросту на редкость ревнивый к чужой славе, особенно поэтической, В. В. Набоков.

Роберт Фрост

Стихи простые рифмованные и непростые, написанные белым стихом, многослойные и, подчас, иллюстрирующие депрессивные мысли. Соответственно и Дрекслер использует широкий стилистический арсенал. Альбом состоит из семи песен, музыкально решенные в зависимости от сюжета в манере сериалистического духовного песнопения, додекафонной оперы, или неоклассической кармелитской литургии. Каждая композиция имеет в составе и импровизационную часть, позволяющую раскрыть не только исполнительский но и моментный композиторский талант участников, тут появляются и некоторые синкопированные моменты и джазовые построения, но эти нюансы не отдают китчем.

Она казалась шелковым шатром
В полдневный час, укоротивший тени.
Шелк шелестел под легким ветерком,
Раскинутый без связок и креплений;
Шатер слегка дрожал, - дрожал дыша,
И шест - его центральная опора,
К созвездьям устремленная душа -
Держался на основе, о которой
Мы скажем: нити мысли и любви,
Связующие все со всем на свете,
Что только ни представь, ни назови…
И, если напряглись бы нити эти,
То, кажется, невидимая связь
Воочию в глазах отозвалась.

Стилистическое разнообразие позволяет оттенить слова стихотворений, диссонантные моменты отражают депрессивный эмоциональный настрой, минималистические оттеняют созерцательные эпизоды, консонантные радуют, а неоклассические подчеркивает духовные метания героя. Такое использование доступной музыкальной палитры позволяет создать объемную, ощущаемую картину и вовлекает слушателя в игру на разных уровнях, композитор апеллирует как к музыкальному интеллекту и знанию истории, так и обычному умению соотнести музыку с текстом.

Этот альбом еще один великолепный пример современной умной и красивой музыки (джаза), какой она должна быть и это ранний кандидат в лучшие альбомы года.

На последнем пороге,
Не прощаясь, стою,
Я на этой дороге
Башмаков не собью.

Что ушел - не грустите,
Не моя тут вина,
Мне грехи отпустите
За стаканом вина.

Не от божьего гнева
Я спасаюсь, друзья,
Как Адам или Ева, -
Сам себе я судья.

Не из райского сада
Ухожу я во тьму.
Возвращать мне не надо
Ничего - никому.

Если нынче я вышел,
Не дождавшись утра,
Значит, песню я слышал:
"Мне в дорогу пора!"

Но вернусь я, поверьте,
Если что не по мне,
После жизни и смерти
Умудренный вдвойне.
Kaja Draksler Octet
  • Laura Polence, Björk Níelsdóttir voice
  • Ada Rave tenor saxophone, clarinet, mouth organ
  • Ab Baars clarinet, tenor saxophone, mouth organ, voice
  • George Dumitriu violin, viola, mouth organ
  • Kaja Draksler piano, kalimba, cowbells
  • Lennart Heyndels double bass, voice
  • Onno Govaert drums and percussion, mouth organ
  • texts by Robert Frost

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.