А давайте обсудим сложный, но интересный и актуальный вопрос
о понимании современного искусства.
Мои увлечения находятся в области современного искусства, моя работа связана с пониманием тенденций художественной культуры и, естественно, мне много приходится общаться с людьми и пробовать объяснять им смысл и ценность бесспорных, казалось бы, шедевров культуры двадцатого века. Попробую обозначить ключевой проблемный момент, но начну, пожалуй с истории.
Получилось так, что в большинстве своем мы родом из СССР и наше воспитание и менталитет прямо или косвенно советские. Советское понимание культуры включало в себя преклонение перед мастером, ремесленником создающим грандиозные по размерам и вкладываемому труду произведения, отклонения от стабильных форм не приветствовались и порицались.
Грандиозность и размах, объем человеко-часов — это всё количественные критерии поддающиеся пересчету и оттого понятные, стабильные, выверенные веками формы представления исключают большую часть неоднозначных трактовок и понятны любому, даже неискушенному зрителю, каким и был функционер от советской культуры. Эта пара означенных моментов и составляла русло соцреализма и шире, советской культуры и совершенно шла в разрез философии составляющей основу мировой культуры XX века.
Итак наш соотечественник среди прочего имеет две железобетонные установки в оценке произведений искусства: количество и форма, и с чем он сталкивается попадая в музей современного искусства или на концерт авангардной музыки, неожиданно забежав на инсталляцию? Естественно с тем, что имеющиеся у него критерии тут не работают, а верне дают приближающийся к нулю результат.
и мой любимый пример
смотрите, на создание этой картины совершенно не затрачено высоко-профессиональных усилий, с копированием справится любой маляр, а форма ну никак не соотносится с привычным знанием о картинах — нет лиц и пейзажей, отсутствует драма! И что теперь, а появляется червь недоверия — меня обманывают!
Вот! Вот эта мысль и является основной у неподготовленного слушателя и зрителя, мысль о том, что его обманывают. Появляется та самая карикатура, когда прекрасная натурщица, позирует художнику изображающему на картине нечто не соответствующее правилам анатомии (конечно речь идет про Пикассо)
или этот архетипичный анекдот:
Братва чинно празднует Новый год в ресторане.
Из музыки — только караоке.
Жены ропщут.
Братки отлавливают администратора:
— Слушай командир, а подгони музыкантов
— Да Вы Что! Новый год — все заняты!
— Ты не понял: жены просят.
— Ну.. есть у меня одна группа. Играют крутой джаз!
— Давай свой джаз.
Приезжают джазмены. Распаковываются, включаются и начинают играть.
Одну, пьесу, другую, третью.. В зале становится как-то тише. Люди на глазах трезвеют.
Один из братков подходит к сцене, дожидается окончания номера, подходит к пианисту и спрашивает шепотом:
— Чо, пацаны, не получается?!
Ну, как бы, нас на мякине не проведешь!
Впрочем, вы всё это и без меня знали, коли уже находитесь на триухе.
Итак, первая проблема — недоверие, именно его нам и предстоит преодолеть прежде чем делать шаги дальше.
А следующий шаг, это подготовленность зрителя, ведь дело в том, что сейчас уже мало обладать глазами на лице, чтобы быть способным оценить скульптуру, но надо знать историю и уметь мыслить и осознавать. Зритель выставки сталкивается с загадкой, с «матрицей», которую заполняет он сам и если ему не с чем решать задачку, то и результат будет нулевой. Непонимание современного искусства — это лакмусовая бумажка, тест, говорящий о полноте души и интеллекта. Ведь каждая картина — это сотня вопросов, брошенных тебе в лицо, самим собой, найти ответ на них это осознать себя и приблизится к богу, как это ни глупо звучит при поддержке следующей иллюстрации:
Пара указанных аспектов неприятия зрителем и слушателем современной культуры, конечно не исчерпывают всей проблемы, но дают направление для действия — просвещение.
One thought on …теперь попробуем понять
Так где искусство?